вторник, 15 апреля 2014 г.

Первый человек в космосе. Что обсуждают историки

Во-первых, рассматривается аспект цели, и тогда, на первое место ставят «пропагандистский эффект». Так воспринимали это тогда и не только в СССР, что естественно, но и в США. «С точки зрения пропаганды, — писал корреспондент газеты «Нью-Йорк геральд трибюн», — первый человек в космосе стоит, возможно, более сотни дивизий или дюжины межконтинентальных баллистических ракет» (Источник: Первушин А.И. / Битва за звезды-2. Космическое противостояние. часть I) Эффект оказался не просто сильным, а еще и долговременным. Даже когда прошло уже 50 лет по прежнему учреждают новые праздники.
12 апреля стал известен как «День космонавтики» с 1962, «Всемирный день авиации и космонавтики» с 1969, а с 2011 года это еще и «Международный день полета человека в космос»
Второй аспект – это причины того, почему СССР обошел, на этом этапе США в космической гонке. Одним из ответов является особенности взглядов президента США – Эйзенхауэра. Еще, будучи командующим армии США в 1945 году он тормозил наступление союзников на Восток, вопреки нажиму У.Черчилля. Тогда Эйзенхауэр отказывался жертвовать жизнью американских солдат ради «идеологических целей», теперь он не желал жертвовать деньги налогоплательщиков ради «пропаганды». Для Н.С.Хрущева пропаганда и всемирная идеологическая работа была приоритетом. Впрочем, когда на место Эйзенхауэра пришел молодой Кеннеди все изменилось. НАСО получило почти безграничное финансирование, а «Лунная гонка» в отличие от «пилотируемого полета» осталась за США.
Конкуренция – это хорошо. Не нужно ровнять «гонку вооружения» и «космическую гонку», так как вторая точно работала на интересы всего человечества. И хотя «пилотируемая космонавтика», судя по последним тенденциям, отмирает, то есть она оказалась тупиковом путем развития, но ведь в 1961 этого наверняка знать было нельзя. Никто не мог сказать, что окажется проще, обеспечить автоматизированный полет без серьезных технических сбоев бесперебойную связь, обработку огромного массива данных, или просто обеспечить жизненные потребности человека на борту космического корабля и его безопасность. Было бы не справедливо утверждать, что беспилотным аппаратам в СССР уделяли меньше значения, но эти программы оказались менее удачными. Там было слишком много аварий, и даже катастроф, когда при одном неудачном запуске ракеты «Р-16» конструкции Янгеля погибло 126 человек, в том числе маршал М.И.Неделин.
И все же несмотря на то, что беспилотные летательные аппараты сейчас явно лидируют, возможно, что затраты окажутся не столь напрасными как казалось совсем недавно. 
Речь может идти о коммерческом космическом туризме который берется организовать частная компания SpaceX.
А есть ли польза от космических программ? Когда сопоставляют пользу для «народного хозяйства» США и СССР от «космической гонки», то преимущество первых не вызывает сомнений. Объяснений много, но самым простым является то, что в США космические разработки вели коммерческие компании тот же Boeing, например. Естественно, что компания использовала созданные ей разработки на деньги NASA в своих коммерческих проектах. В СССР военные разработки окружала секретность, специалисты космической отрасли были жестко отделены от всех гражданских проектов, да и приоритета они не имели. Так что, достижения были, а использовать их все же не смогли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий